-
Психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников
(DOCX;
40.7 Кб
)

Диструктивное поведение
Профилактика деструктивного поведения подразделяется на три уровня.
Первичная, или превенция, носит характер общей профилактики асоциального поведения и направлена на предупреждение дезадаптационного и деструктивного поведения всех учащихся. Школьное воспитание связано с формированием комфортной и безопасной образовательной среды с высоким уровнем физического и психологического благополучия учащихся. Первичная профилактика – задача всего педагогического коллектива. Важнейшим звеном воспитательной работы в школе является классный руководитель, который ежедневно общается с учащимися, знаком с каждой семьёй, осведомлён о складывающейся в детском коллективе ситуации.
Вторичная, или интервенция, предполагает вмешательство при начальных стадиях формирования деструктивного поведения, нацелена на недопущение усугубления личностных, социальных деформаций. Предполагает работу с учащимися, имеющими различные признаки дисгармоничного развития – с бурными проявлениями акселерации, чертами инфантилизма, паталогическим течением возрастных кризисов.
Выявление и сопровождение таких обучающихся является основной задачей педагогов-психологов и социального педагога.
Третичная, или поственция, подразумевает работу узкопрофильных специалистов с лицами, проявившими стойкие деструктивные убеждения, получившими опасный опыт деструктивного поведения.
Направления профилактики деструктивного поведения.
Профилактика деструктивного поведения в школе реализовывается по трем основным направлениям.
Первое направление – создание в школе поддерживающе-компенсаторной среды. В рамках этого направления реализуются: формирование нравственно-правового пространства в учебном заведении; создание психологически комфортной среды, основанной на доброжелательных взаимоотношениях, доверии, сотрудничестве и положительном эмоциональном фоне; организация пространства, поддерживающего психофизиологическое здоровье.
Второе направление – минимизация негативного влияния факторов социальной среды. Представляет собой сочетание социально-педагогической и психолого-педагогической деятельности, направленных на выявление семейного неблагополучия; консультирования родителей в случае затрудненных воспитательных усилий или конфликтных детско - родительских взаимоотношений; психолого-педагогическое сопровождение внутрисемейной профилактики деструктивного поведения детей; выявление и поддержку учащихся, находящихся в трудных жизненных ситуациях; подготовку ребят к безопасному использованию медийно-информационного пространства.
Третье направление – формирование и развитие личностных характеристик, предупреждающих деструктивное поведение; коррекция личностных особенностей, выступающих персональными факторами деструктивного поведения. Представляет собой совокупность воспитательной и психолого-педагогической работы. Работа проводится как с группой учащихся, так и индивидуально. Данное направление нацелено на воспитание и формирование качеств личности, повышающих устойчивость к влиянию неблагоприятных факторов социализации ( развитие ассертивности, критического мышления, социальной компетентности, жизнестойкости), а также на коррекцию дезадаптивных личностных характеристик, провоцирующих деструктивное поведение (девиантные ценности и установки; эгоцентрическая фиксация; неблагополучие коммуникативной сферы; эмоциональные нарушения; неэффективная саморегуляция; поляризация самооценки; когнитивные искажения).
В данном случае основным средством работы является психологическая коррекция – устранение отклонений и восполнение дефицитов психического развития. Однако она не будет эффективной, если нет существенного изменения социальной среды, поэтому при необходимости проводятся анализ и коррекция межличностных отношений в классном коллективе, а также стиля воспитания в семье.